| ||||||
|
| |||||
Блочно-модульная технологияВ повседневной школьной практике зачастую нарушается природосообразная связь всех видов и циклов деятельности учащихся; хаотичность и неэквивалентность элементов структуры и процесса создают многократное превышение предельно допустимых норм учебной нагрузки относительно психологических и физиологических законов и закономерностей работы индивидуальных механизмов памяти, внимания, мышления и деятельности учащихся. Следствием этих деформаций являются сниженные и неудовлетворительные образовательные результаты, повышенная утомляемость и заболеваемость учащихся и учителей, большие и малоэффективные затраты времени на усвоение учебных программ. Значительное число проблем в работе школы связано с так называемой многопредметностью учебного плана. Учебные планы содержат до 15 и более предметов. При пятидневной учебной неделе, предусматривающей до33 часов в неделю, становится очевидной неизбежность 7 уроков в день. В среднем на предмет приходится 2 урока в неделю, при этом каждый третий предмет имеет в недельном расписании только один урок, другая треть - три и более уроков. Таким образом, каждый день практически полностью меняется состав предметов. Кроме того, 6 - 7 ежедневных уроков, соответствуют такому же количеству учебных предметов в день. В работах Ж.Пиаже на основе обобщения экспериментальных данных показано, что для взрослого человека комфортной зоной работы с независимыми потоками информации является зона с нижним пределом 5 потоков, средним значением - 7 и верхним пределом 9 информационных потоков. Для наших же школьников подобная комфортная зона сужается почти вдвое. Следовательно, многопредметность школьных занятий значительно превышает допустимые психофизиологические нормы учебной деятельности для ученика. К тому же в связи с введением новых БУПов существует объективная тенденция к увеличению многопредметности учебных планов. Наряду с многопредметностью действует второй негативный фактор, называемый частотностью, или регулярностью, учебных занятий по тому или иному предмету. Низкая частотность крайне отрицательно влияет на создание благоприятных условий для работы ученика. Это объясняется тем, что при одном уроке в неделю, согласно законам психики, за недельный разрыв уровень знаний, умений и навыков ученика снижается с 90% до 10%, что соответствует изменению самооценки ученика «Я знаю все» на самооценку «Я не знаю ничего» С низкой частотностью связаны такие объективно негативные и вынужденные педагогические методы и формы, как повторение всевозможных видов и комбинированный урок. Общая ситуация усугубляется сорокапятиминутной длительностью урока, которая не соответствует ни одному циклу жизнедеятельности организма и троекратно превышает функциональный цикл активной работы головного мозга. Внедрение блочно-модульной технологии, стержнем которой является нестандартное конструирование управления процессом обучения, позволит привести учебно-воспитательный процесс в соответствие с физиолого-гигиеническими требованиями, корректировать тип работоспособности учащихся, снять утомление обучающихся и педагогов внутри учебного дня, триместра, года, получить образовательные результаты, адекватные индивидуальному психофизиологическому и интеллектуальному потенциалу ученика.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |