| ||||||
|
| |||||
Рекомендации логопеда
Родителям о заикании детей и подростков
Н.А.Гегелия Центр слуха и речи, Москва
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ЗАИКАНИИ
Заикание — это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь. Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: "Само пройдет!". Нужно четко понимать, что заикание — нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда и родителей. К великому сожалению, приходится наблюдать полную неинформированность родителей по поводу ситуации, в которой оказался их ребенок. В районных поликлиниках психоневрологи часто подходят к проблеме весьма поверхностно. Логопеды или отказывают им в помощи (просто не умея работать с этим дефектом речи), или отправляют ребенка в специальный детский сад. Встречались случаи, когда психоневрологи и логопеды обнадеживали родителей, что к школе "все пройдет". А научить мам, пап, бабушек и дедушек, как вести себя с заикающимся ребенком, как помочь ему, должен именно логопед. И чем раньше от момента начала заикания (через день, два, неделю) произойдет встреча с логопедом, тем больше можно рассчитывать на успех. Причиной заикания могут быть перегрузки в режиме, испуг, вызванный поведением пьяного отца, скандалами в доме. Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой температуры, периода бурного развития речи, но и в результате подражания заикающемуся человеку.
О ЗАИКАНИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Режим молчания В первую очередь внимание должно быть обращено на общий режим жизни ребенка. Если ребенок посещает детский сад, необходимо на определенное время перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить в общении с детьми во дворе, посадить "под колпак", как мы это называем. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале появления заикания. Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту! Четко определяется режим дня: подъем в 8 часов и раньше, прохладный, не холодный душ. Днем обязателен отдых (необязательно сон), прогулки на свежем воздухе. Стараться гулять вдвоем с ребенком, вдали от детей. Вечерний сон в строго определенное время (20 — 21 ч). Просмотр телевизора и видеофильмов вообще лучше исключить или свести к разумному минимуму. Например, раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав. Вечером ни телевизор, ни чтение на сон грядущий, ни рассказывание сказок перед сном допускать нельзя! В общем, надо исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно, переключая внимание ребенка, терпеливо его успокаивая. Что же такое режим молчания? Как его организовать? Ведь дети говорят постоянно, даже не нуждаясь в собеседнике. Так вот, кроме названных выше ограничений в речевом общении необходимо устраивать игры-молчанки: ребенок молча лепит фигурку какого-либо персонажа или изображает что-либо по заданию. Например, рисует поезд в пути: машинист ведет поезд и должен быть внимательным, не должен разговаривать, или рисует разведчика – он молчит, иначе будет обнаружен. Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуются и как профилактическая мера. Часто заикающиеся, пытаясь помочь себе, прибегают в речи ко всевозможным уловкам. Они вставляют в речь отдельные звуки, слоги, слова или сопровождают ее движениями рук, ног, лица. Это мнимые помощники, и на самом деле они никак не помогают говорить, а только засоряют речь, мешают ей. И как только начинается отработка новой, организованной речи, необходимо помогать ребенку избавляться от уловок и вредных привычек. В этот период не надо побуждать ребенка к речи. Не требуйте от него рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не связанными. Следует свести к минимуму или вовсе отменить посещение аттракционов, цирка, театра. Ребенку рекомендуется находиться под наблюдением психоневролога, а предлагаемые им лекарства следует давать ребенку, говоря, что они укрепляют силу и здоровье. Жалеть и беречь ребенка надо, но про себя. Успехи в речи детей отмечать надо постоянно, но делать это спокойно и тактично. Это относится даже к самым небольшим его достижениям: старательно, не спеша ответил на вопрос или задал вопрос, поздоровался, ответил по телефону и т.д. Надо знать что заикающемуся человеку легче говорить, или не видя собеседника (по телефону), или, наоборот, только глядя на него (у каждого свои реакции на ситуацию). И эту проблему помогите решить ребенку. Если он боится телефона, понемногу, очень терпеливо приучайте его свободно, без страха пользоваться им. Наиболее полезна для этих детей игра как средство тренировки речи. Например, можно использовать лото или картинное домино. Проговаривается вопрос и ответ сначала вместе с ребенком, а потом предлагают ребенку самостоятельно повторить те же фразы, т.е. тренируется сначала сопряженная речь (совместно со взрослым), потом отраженная (повторение за ним). Во время игры в кубики, мозаику или конструктор можно продолжить обучение. Предлагают, например, одновременно с действием проговаривать его: "Я ставлю красный кубик, а на него ставлю зеленый".
Несколько слов о разном, но важном Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить шоколад, какао и, конечно, кофе. Эти возбуждающие нервную систему продукты ничего полезного детскому организму не дают, и обойтись без них, кстати, нетрудно. Очень важно приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним, танцевать. Но и эти занятия должны создавать атмосферу покоя. Никакой громкой музыки! Речь в присутствии ребенка должна быть чуть замедленного темпа. Что же мы наблюдаем чаще всего? Ребенок и сам говорит быстро, и постоянно слышит речь-скороговорку. В подобной ситуации он напряжен, не успевает организовать свой темп так, как рекомендует логопед. То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребенок должен слышать чтение выразительное, с четкими, осмысленными паузами и с чуть растянутыми ударными звуками в словах. Главное — быстро не читать! Очень популярны сейчас занятия детей в различных спортивных секциях и кружках, особенно в школах боевых искусств — каратэ, дзюдо. Обязательным финалом тренировок являются соревнования. А ведь это стрессовые ситуации, которых мы рекомендуем избегать заикающимся детям, ибо стресс провоцирует ухудшение их речи. Родители должны помнить, что занятия спортом, особенно всей семьей, полезны, нужны для здоровья, но не для того, чтобы ребенок мог участвовать в соревнованиях и получал на них награды. Во многих семьях существует традиция: мы — в гости, гости — к нам. Так вот, больших застолий лучше избегать, они не для вашего заикающегося ребенка! Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова "заикается", "заикание". Это лишний раз травмирует психику ребенка. Ни в коем случае не надо в присутствии ребенка обсуждать его речь. Не стоит также и демонстрировать его успехе в речи. Даже совсем маленький ребенок очень быстро начинает осознавать свои речевые затруднения и болезненно на это реагировать. А выражается это в капризах, упрямстве и даже в агрессивности. Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался насмешкам. Регулировать ситуацию надо, конечно, убеждением, а не угрозами. Обязательно готовьте детей к тому, что в жизни существуют не только добрые, но и злые люди. Надо научить ребенка достойно давать им отпор.
О счете Умение считать надо развивать у ребенка очень рано, с двух-трех лет обязательно. А заикающемуся ребенку следует предлагать счетные упражнения не только с целью овладения счетом, но и с целью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз. Вопрос, адресованный ребенку, надо задавать четко и не торопясь, для него это пример правильного темпа. Если ребенок заторопился при ответе, можно сказать: "Я тебя не понимаю. Скажи медленнее!" И конечно, если задание выполнено, обязательно хвалите ребенка.
Немного об игрушках Наличие в доме большого количества игрушек, которые постоянно добавляются, тоже не лучшим образом действует на общее состояние детей. Это может провоцировать большую эмоциональную перегрузку, служить возбуждающим фактором. Пять-шесть любимых игрушек и книжек могут быть в поле зрения ребенка, и больше не надо. Этот совет годится для всех детей без исключения, а для заикающихся его выполнение особенно важно. Это не относится к настольным играм и счетному материалу, которыми ребенок пользуется вместе со взрослыми.
Что и как читать Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, особенно те, которые нравятся ребенку, задавать простые вопросы по тексту и следить за спокойным, организованным ответом. Не пользуйтесь сложными текстами, это придет позже. Маленькие, простые тексты очень удобны и для тренировки речи, и для заучивания: дети их быстро запоминают наизусть. И темы стихов должны соответствовать возрасту ре-бенка. Декламировать дети должны выразительно! Этому тоже надо научить. Выразительное чтение — это обязательно осмысленная речь, основанная на выделении всех элементов организованной речи. Отрабатывать свободное, легкое речевое дыхание удобно именно при чтении стихов. Темой бесед с детьми могут быть те обобщения, которые должны постепенно осваиваться ими. Это понятия о домашних и диких животных, птицах, детенышах животных, овощах, фруктах, одежде, временах года. Таким образом в тренировку организованной речи включается и развивающее начало. Здесь уместно рекомендовать родителям обучать ребенка пересказу сказок и коротких рассказов, придумыванию рассказов по картинке, будить его фантазию. Это уже последний этап речевых тренировок, предполагающий четкое умение детей пользоваться новой, свободной, организованной речью. Задача родителей — полностью забыть, исключить из оборота слова "не бойся", "не волнуйся". Ведь именно они дают ребенку установку на данные ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае никак не помогают.
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ До сих пор речь шла в основном о профилактике и преодолении заикания у самых маленьких детей и у дошкольников. Теперь хотелось бы в свете вышесказанного поговорить о том, как помочь заикающимся школьникам. И вновь обращаем внимание на изменение личности заикающегося подростка. Дети в этом возрасте прекрасно отдают себе отчет о присущем им недостатке. Часто в связи с этим возникает комплекс неполноценности. Не надо думать, что ребенок обязательно поделится своими переживаниями с кем-то из родных. Он уже замкнулся на своих трудностях, ушел в себя, в нем живет страх речи, страх отвечать на уроке. Школьник может хорошо знать материал, но не суметь это продемонстрировать учителю, получает двойку — и налицо драма, психотравма. Учитель в этой ситуации (даже самый добрый человек!) не знает, как помочь ребенку. Педагогические вузы не готовят к этому. Без помощи логопеда ситуация заходит в тупик.
РОДИТЕЛЯМ О ЗАИКАНИИВряд ли кто-то из взрослых не знает, что такое заикание т.к. этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание. ЗАИКАНИЕ характеризуется растройством темпа и плавности речи с преимущественным поражением её коммуникативной функции. Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Причин возникновения заикания много, но мы остановимся на тех ,в которых вольно или невольно повинны сами родители, взрослые часто перегружают речевые возможности ребёнка .Перегрузка вызывает эмоциональные перенапряжения. Из стремления развить ребёнка часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Отрицательно сказывается на состоянии речи и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях заикание может возникнуть и в результате подражания. Обычно считают, что заикание может возникнуть в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, и вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без испуга. А если всё-таки заикание возникло? Как должны вести себя родители в таких случаях? необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы. Говорить нужно спокойным тоном, не торопясь. Очень полезным оказывается полный речевой покой или, так называемый, «режим молчания». Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению «режима молчания» требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в крайних случаях спрашивал что-нибудь шёпотом /игра в «Молчанку»/.На этот период исключается чтение ребёнку, разучивание с ним стихотворений. Необходимо соблюдать общий и речевой режим. Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки. В семье должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Важно помнить, что заикание необходимо устранить полностью. Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых ситуациях ребенок будет говорить хорошо. Вопросам заикания посвящено немало работ, но проблема его преодоления остаётся актуальной и в настоящее время. Многие авторы, логопеды-практики отмечают трудность преодоления заикания. Заикание возникающее обычно в становлении речи, имеет тенденцию к затяжному течению, что может оказать неблагоприятное воздействие на формирование личности ребёнка, способствовать развитию хронических реактивных состояний. Факторы, влияющие на возникновение заикания. - незрелость ЦНС - инфекционные болезни, травмы ЦНС - поражения головного мозга в раннем детском возрасте - наследственность - бурное речевое развитие - острые психические травмы, конфликтные ситуации - перевоспитание леворукости.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |