МОУ «СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА УРАЛЬСКОГО»

Рекомендации логопеда

   

Родителям о заикании детей и подростков

 

Н.А.Гегелия

Центр слуха и речи, Москва

 

 

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ЗАИКАНИИ

 

Заикание — это патология, обусловли­вающая нарушение плавного течения ре­чи, свободного, легкого речевого дыха­ния, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нару­шается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощу­щение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда боль­шие, способности, страдает личная жизнь.

Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный наст­рой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: "Са­мо пройдет!". Нужно четко понимать, что заикание — нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда и родителей. К великому сожа­лению, приходится наблюдать полную неинформированность родителей по по­воду ситуации, в которой оказался их ре­бенок. В районных поликлиниках психо­неврологи часто подходят к проблеме весьма поверхностно. Логопеды или от­казывают им в помощи (просто не умея работать с этим дефектом речи), или от­правляют ребенка в специальный дет­ский сад. Встречались случаи, когда пси­хоневрологи и логопеды обнадеживали родителей, что к школе "все пройдет". А научить мам, пап, бабушек и дедушек, как вести себя с заикающимся ребенком, как помочь ему, должен именно логопед. И чем раньше от момента начала заика­ния (через день, два, неделю) произойдет встреча с логопедом, тем больше можно рассчитывать на успех. Причиной заика­ния могут быть перегрузки в режиме, ис­пуг, вызванный поведением пьяного от­ца, скандалами в доме. Заикание может

возникнуть не только после стресса, вы­сокой температуры, периода бурного развития речи, но и в результате подра­жания заикающемуся человеку.

 

 

 

О ЗАИКАНИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Режим молчания

В первую очередь внимание должно быть обращено на общий режим жизни ребенка. Если ребенок посещает детский сад, необходимо на определенное время перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить в общении с детьми во дворе, посадить "под колпак", как мы это называем. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом на­чале появления заикания. Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту! Чет­ко определяется режим дня: подъем в 8 часов и раньше, прохладный, не холод­ный душ. Днем обязателен отдых (необя­зательно сон), прогулки на свежем возду­хе. Стараться гулять вдвоем с ребенком, вдали от детей. Вечерний сон в строго оп­ределенное время (20 — 21 ч). Просмотр телевизора и видеофильмов вообще луч­ше исключить или свести к разумному минимуму. Например, раз в неделю смот­реть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав. Вечером ни телевизор, ни чте­ние на сон грядущий, ни рассказывание сказок перед сном допускать нельзя! В общем, надо исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно, переключая внимание ребен­ка, терпеливо его успокаивая.

Что же такое режим молчания? Как его организовать? Ведь дети говорят по­стоянно, даже не нуждаясь в собеседни­ке. Так вот, кроме названных выше огра­ничений в речевом общении необходимо устраивать игры-молчанки: ребенок мол­ча лепит фигурку какого-либо персонажа или изображает что-либо по заданию. Например, рисует поезд в пути: машинист ведет поезд и должен быть внимательным, не должен разговаривать, или рисует разведчика – он молчит, иначе будет обнаружен.

Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуются и как профилактическая мера.

Часто заикающиеся, пытаясь помочь себе, прибегают в речи ко всевозможным уловкам. Они вставляют в речь отдельные звуки, слоги, слова или сопровождают ее движениями рук, ног, лица. Это мнимые помощники, и на самом деле они никак не помогают говорить, а только засоряют речь, мешают ей. И как только начинается отработка новой, организованной речи, необходимо помогать ребенку избавляться от уловок и вредных привычек. В этот период не надо побуждать ребенка к речи. Не требуйте от него рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не связанными. Следует свести к минимуму или вовсе отменить посещение аттракционов, цирка, театра.

Ребенку рекомендуется находиться под наблюдением психоневролога, а предлагаемые им лекарства следует давать ребенку, говоря, что они укрепляют силу и здоровье. Жалеть и беречь ребенка надо, но про себя. Успехи в речи детей отмечать надо постоянно, но делать это спокойно и тактично. Это относится даже к самым небольшим его достижениям: старательно, не спеша ответил на вопрос или задал вопрос, поздоровался, ответил по телефону и т.д. Надо знать что заикающемуся человеку легче говорить, или не видя собеседника (по телефону), или, наоборот, только глядя на него (у каждого свои реакции на ситуацию). И эту проблему помогите решить ребенку. Если он боится телефона, понемногу, очень терпеливо приучайте его свободно, без страха пользоваться им. Наиболее полезна для  этих детей игра как средство тренировки речи. Например, можно использовать лото или картинное домино. Проговаривается вопрос и ответ сначала вместе с ребенком, а потом предлагают ребенку самостоятельно повторить те же фразы, т.е. тренируется сначала сопряженная речь (совместно со взрослым), потом отраженная (повторение за ним). Во время игры в кубики, мозаику  или конструктор можно продолжить обучение. Предлагают, например, одновременно с действием проговаривать его: "Я ставлю красный кубик, а на него ставлю зеленый".

 

Несколько слов о разном, но важном

Питание при заикании играет немало­важную роль. Пища не должна быть ост­рой, соленой, кислой, горькой. Надо ис­ключить шоколад, какао и, конечно, ко­фе. Эти возбуждающие нервную систему продукты ничего полезного детскому ор­ганизму не дают, и обойтись без них, кстати, нетрудно.

Очень важно приучать ребенка слу­шать спокойную музыку, петь с ним, тан­цевать. Но и эти занятия должны созда­вать атмосферу покоя. Никакой громкой музыки!

Речь в присутствии ребенка должна быть чуть замедленного темпа. Что же мы наблюдаем чаще всего? Ребенок и сам го­ворит быстро, и постоянно слышит речь-скороговорку. В подобной ситуации он напряжен, не успевает организовать свой темп так, как рекомендует логопед.

То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребенок должен слышать чтение выразительное, с четкими, осмыс­ленными паузами и с чуть растянутыми ударными звуками в словах. Главное — быстро не читать!

Очень популярны сейчас занятия де­тей в различных спортивных секциях и кружках, особенно в школах боевых ис­кусств — каратэ, дзюдо. Обязательным финалом тренировок являются соревно­вания. А ведь это стрессовые ситуации, которых мы рекомендуем избегать за­икающимся детям, ибо стресс провоци­рует ухудшение их речи. Родители долж­ны помнить, что занятия спортом, осо­бенно всей семьей, полезны, нужны для здоровья, но не для того, чтобы ребенок мог участвовать в соревнованиях и полу­чал на них награды.

Во многих семьях существует тради­ция: мы — в гости, гости — к нам. Так вот, больших застолий лучше избегать, они не для вашего заикающегося ребенка!

Не следует в присутствии заикающих­ся детей употреблять слова "заикается", "заикание". Это лишний раз травмирует психику ребенка. Ни в коем случае не на­до в присутствии ребенка обсуждать его речь. Не стоит также и демонстрировать его успехе в речи.

Даже совсем маленький ребенок очень быстро начинает осознавать свои речевые затруднения и болезненно на это реагировать. А выражается это в кап­ризах, упрямстве и даже в агрессивности. Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался на­смешкам. Регулировать ситуацию надо, конечно, убеждением, а не угрозами. Обязательно готовьте детей к тому, что в жизни существуют не только добрые, но и злые люди. Надо научить ребенка до­стойно давать им отпор.

 

О счете

Умение считать надо развивать у ре­бенка очень рано, с двух-трех лет обяза­тельно. А заикающемуся ребенку следует предлагать счетные упражнения не толь­ко с целью овладения счетом, но и с це­лью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз.

Вопрос, адресованный ребенку, надо задавать четко и не торопясь, для него это пример правильного темпа. Если ребенок заторопился при ответе, можно сказать: "Я тебя не понимаю. Скажи медленнее!" И конечно, если задание выполнено, обя­зательно хвалите ребенка.

 

Немного об игрушках

Наличие в доме большого количества игрушек, которые постоянно добавляют­ся, тоже не лучшим образом действует на общее состояние детей. Это может прово­цировать большую эмоциональную пере­грузку, служить возбуждающим факто­ром. Пять-шесть любимых игрушек и книжек могут быть в поле зрения ребен­ка, и больше не надо. Этот совет годится для всех детей без исключения, а для за­икающихся его выполнение особенно важно. Это не относится к настольным играм и счетному материалу, которыми ребенок пользуется вместе со взрослыми.

 

Что и как читать

Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, особенно те, которые нравятся ребенку, задавать простые вопросы по тексту и следить за спокойным, организованным ответом. Не пользуйтесь сложными текс­тами, это придет позже. Маленькие, про­стые тексты очень удобны и для трени­ровки речи, и для заучивания: дети их бы­стро запоминают наизусть. И темы сти­хов должны соответствовать возрасту ре-бенка. Декламировать дети должны вы­разительно! Этому тоже надо научить. Выразительное чтение — это обязатель­но осмысленная речь, основанная на вы­делении всех элементов организованной речи. Отрабатывать свободное, легкое речевое дыхание удобно именно при чте­нии стихов.

Темой бесед с детьми могут быть те обобщения, которые должны постепенно осваиваться ими. Это понятия о домаш­них и диких животных, птицах, детены­шах животных, овощах, фруктах, одеж­де, временах года. Таким образом в тре­нировку организованной речи включает­ся и развивающее начало. Здесь уместно рекомендовать родителям обучать ребен­ка пересказу сказок и коротких расска­зов, придумыванию рассказов по картин­ке, будить его фантазию. Это уже послед­ний этап речевых тренировок, предпола­гающий четкое умение детей пользовать­ся новой, свободной, организованной ре­чью.

Задача родителей — полностью за­быть, исключить из оборота слова "не бойся", "не волнуйся". Ведь именно они дают ребенку установку на данные ощу­щения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае никак не помогают.

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

До сих пор речь шла в основном о про­филактике и преодолении заикания у са­мых маленьких детей и у дошкольников.

Теперь хотелось бы в свете вышеска­занного поговорить о том, как помочь за­икающимся школьникам. И вновь обра­щаем внимание на изменение личности заикающегося подростка. Дети в этом возрасте прекрасно отдают себе отчет о присущем им недостатке. Часто в связи с этим возникает комплекс неполноценно­сти. Не надо думать, что ребенок обяза­тельно поделится своими переживания­ми с кем-то из родных. Он уже замкнулся на своих трудностях, ушел в себя, в нем живет страх речи, страх отвечать на уро­ке. Школьник может хорошо знать мате­риал, но не суметь это продемонстриро­вать учителю, получает двойку — и нали­цо драма, психотравма.

Учитель в этой ситуации (даже самый добрый человек!) не знает, как помочь ребенку. Педагогические вузы не готовят к этому. Без помощи логопеда ситуация заходит в тупик.

 

РОДИТЕЛЯМ О ЗАИКАНИИ

Вряд ли кто-то из взрослых не знает, что такое заикание т.к. этот  речевой дефект всегда обращает на себя внимание.

ЗАИКАНИЕ характеризуется  растройством темпа  и плавности речи с преимуществен­ным поражением её  коммуникативной функции.

Заикание является одним из  наиболее сложных  и длительно протекающих речевых нарушений.

Причин  возникновения заикания много, но мы  остановимся на тех ,в которых  вольно или невольно повинны сами родители, взрослые часто перегружают речевые возможности  ребёнка  .Перегрузка вызывает эмоциональные перенапряжения. Из стремления развить ребёнка часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Отрицательно сказывается на состоянии речи и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях заикание может возникнуть и в результате подражания. Обычно считают, что заикание может возникнуть в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, и вследствие перечисленных  факторов может возникнуть  и без  испуга.

А если всё-таки заикание  возникло? Как должны вести себя родители в таких случаях? необходимо следить  за  тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы. Говорить нужно спокойным тоном, не торопясь.

Очень полезным оказывается полный речевой покой или, так называемый, «режим молчания». Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и  общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению «режима  молчания» требования  которого  сводятся к  тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил  и лишь в крайних случаях спрашивал что-нибудь шёпотом /игра в «Молчанку»/.На  этот период исключается чтение ребёнку, разучивание с  ним стихотворений. Необходимо соблюдать общий и речевой режим. Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки. В семье должна быть спокойная, доброжелательная обстановка.

Важно помнить, что заикание необходимо устранить  полностью. Окончательно исправленным  дефект считается только тогда, когда  в любых  ситуациях ребенок будет говорить хорошо.

Вопросам заикания  посвящено немало  работ, но проблема его  преодоления остаётся актуальной и  в настоящее время. Многие авторы, логопеды-практики отмечают трудность преодоления заикания.

Заикание возникающее обычно в становлении речи, имеет тенденцию к  затяжному течению, что может оказать неблагоприятное воздействие на формирование личности ребёнка, способствовать  развитию хронических  реактивных  состояний.

Факторы, влияющие на возникновение заикания.

- незрелость ЦНС

- инфекционные болезни, травмы ЦНС

- поражения головного мозга в раннем детском возрасте

- наследственность

- бурное речевое развитие

- острые психические травмы, конфликтные ситуации

- перевоспитание леворукости.

 


 


 

 

 назад

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz